Майнкрафт 0.14.0 мастер фор



Хас-Булат Аскар-Сарыджа, Готфрид Гасанов и Муэтдин Джемал — основатели профессионального искусства в Дагестане

Институт языка, литературы и искусства имени Гамзата Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук провел юбилейную научную сессию «Основоположники Дагестанского профессионального искусства и современное искусствознание Дагестана». Научная сессия посвящена 110-летию со дня рождения Хас-Булата Аскар-Сарыджи, Готфрид Гасанова и Муэтдина Джемала. С вступительным словом советник РАН, академик РАН Гаджи Гамзатов, который отметил, что одновременное празднование юбилеев отцов дагестанского искусства символично — творческая судьба накрепко их связала между собой.

С именем М. Джемала связана целая эпоха в истории изобразительного искусства Дагестана. Он автор первых монументальных полотен историко-революционного жанра, летописец важнейших этапов жизни республики. Кисти мастера принадлежит целая галерея портретов, в чем художник и сейчас удивляет непревзойденным мастерством. М. Джемалом написаны замечательные жанровые картины, тематические и тематико-декоративные панно. Он автор первого триптиха в дагестанской живописи. Именно в тематической картине М. Джемал впервые создает национальный колорит с декоративностью цвета, решает проблемы композиционного строя, создает настроение, придает индивидуальную выразительность каждому образу.

Творчество основоположника дагестанской профессиональной музыки Г. Гасанова — одно из наиболее значительных и оригинальных явлений национальной художественной культуры Дагестана. В своей музыке композитор впервые ярко и глубоко отразил широкий круг национальных образов, раскрыл миру красоту дагестанских мелодий, поэзию горской крестьянской жизни, воплотил в звуках драматическую напряженность древнего эпоса и мироощущение горцев новой, послереволюционной эпохи. Его монументальные концерты и камерные миниатюры для фортепиано, музыкально-сценические произведения, романсы и хоры, симфонические и кантатно-ораториальные сочинения вошли в классику дагестанского советского искусства.

В развитии дагестанской профессиональной художественной школы XX века Хас-Булат Аскар-Сарыджа занимает исключительное место. Он был основоположником в искусстве ваяния, и именно в творчестве этого мастера все характерные лучшие черты искусства Дагестана получили особенно яркое и полное выражение. Народный художник Дагестана, заслуженный деятель искусств Казахстана, он является автором многочисленных памятников и декоративных скульптур, установленных во многих городах России и на территории бывшего СССР.

С докладом «Научная и общественно-гуманитарная миссия отдела истории искусств в исследовании и сопровождении современных художественных процессов» выступила завотделом истории Института ЯЛИ имени Г. Цадасы, кандидат искусствоведения Э. Абдуллаева: «Дагестанское искусствознание — одна из самых молодых отраслей научного гуманитарного знания. Как профессиональная сфера деятельности дагестанское искусствознание возникло и формировалось уже в 20 веке. Современное искусствознание Дагестана представляет собой институционально оформленную многопрофильную фундаментальную научную отрасль. Эта система со своим структурным и кадровым обеспечением, сохраняющая определенную преемственность в развитии. Главным результатом развития дагестанского искусствознания стало рождение национальной школы искусствознания, поставившей перед собой и с достоинством выполняющей миссию создания истории искусства Дагестана. Становление дагестанской научной школы искусствознания связано с открытием в Дагестане в начале 70-х годов специализированных научных структур и подразделений, нацеленных на изучение истории и современных проблем искусства Дагестана. Главным и единственным в своем роде стал отдел истории искусств ИЯЛИ им. Г. Цадасы Дагфилиала АН СССР, в то время сектор, созданный в 1973 г. по инициативе директора института Г.Г. Гамзатова, который и возглавил новый сектор. Важнейшими вехами этого многолетнего процесса стали фундаментальные коллективные труды и монографии по истории искусства Дагестана».

О цивилизационных ориентирах и историко-философском значении деятельности основоположников современного дагестанского искусства сообщил младший научный сотрудник Института ЯЛИ имени Г. Цадасы, кандидат искусствоведения С. Гейбатов. «Историческая ориентация в глобальном мировом пространстве современной цивилизации, безусловно, является одним из значимых условий культурного воспроизводства и социально-экономического преуспевания любого человеческого коллектива. Именно открытие исторического времени и исторического самосознания является ключевым духовным ноу-хау Нового времени — эпохи модерна, важнейшим коммуникативным и идентификационным маркером современной нации, центральной операционной системой ее устойчивого культурно-цивилизационного и общественно-политического функционирования.

Вне зависимости от различных и противоборствующих друг другу теорий политической креации и обстоятельных философских дебатов в недрах либеральных, постмарксистских и традиционалистских концепций (от антиисторизма К. Поппера, С. Лазарюса, Р. Генона до не потерявшего своего значения классического исторического материализма и разнообразных версий т.н. «нового историзма») можно утверждать, что механизм производства исторического времени является определяющим модусом воспроизводства текущего политического настоящего. Другое дело, каким оказывается и как мыслится эта политическая процессуальность: в сингулярно-креационистском духе «антропологии имени» С. Лазарюса или «метаполитике» А.Бадью, в трансцендентальной прозрачности коммуникативного действия Ю. Хабермаса и неопрагматизме К.-О. Апеля, каких-либо неопрогрессивистских вариантах классического исторического сциентизма или постмодернистских теориях рассказа Ж.-Ф. Лиотар.

Как бы там ни происходило, оказывается правомерным сказать в духе Мартина Хайдеггера, что современная политическая экзистенция ввиду самого присутствия экзистенциали Заботы оказывается неизбежно захваченной или озабоченной проблемой квантифицирования времени, распределенной по различным институциональным и внеинституциональным регионам современной культуры. Таким образом, в самой процессуальности заботы о настоящем мы открываем для себя и опыт предшествующих поколений, в том числе и столь предопределяющий и фундаментальный для нашей национальной политической культуры опыт становления и развития советской эпохи, опыт, с самого начала имеющий свой язык и свой словарь образов, свое историческое и экзистенциальное бытие, отраженное и воплощенное в жизни и творческом наследии основоположников дагестанского искусства — Г.А. Гасанова, М.-А. Джемала и Х.-Б Аскар-Сарыджи».

Кроме того, в ходе научной сессии был продемонстрирован отрывок из фильма «Советский Дагестан», в котором звучит музыка Готфрида Гасанова.

Добавить комментарий